Финишным этапом покраски автомобиля является нанесение лака, который защищает покрытие кузова от негативных внешних факторов (механических повреждений, ультрафиолетовых лучей и атмосферных осадков), а также придает металлическим и пластиковым поверхностям привлекательный зеркальный блеск.

Назначение, преимущества и особенности покрытия

Покрытие лаком кузовных элементов авто выполняется как сразу же после нанесения автоэмали, так и после ее полного высыхания. Лаковое покрытие сохраняет структуру, первоначальную красоту и глянец автокраски, а также используется для ряда других целей:

  • Придание окрашенным поверхностям кузова транспортного средства сияющего блеска и выразительной глубины оттенка.
  • Защита металлических и пластиковых элементов от механического и химического внешнего воздействия (пигментированный слой автоэмали медленнее выгорает и повреждается под действием агрессивных дорожных солей).
  • Продление срока службы ЛКМ после покраски.
  • Возможность многократного восстановления поверхности кузова в результате выполнения шлифовки и полировки с применением специальных паст с абразивными компонентами.

Современный лак для авто по своему химическому составу и выполняемым функциям аналогичен автоэмали, но не содержит пигментных добавок и красителей, поэтому к технике его нанесения, сушке и правилам ухода предъявляются те же требования. Даже профессиональная автомобильная эмаль без лака будет иметь непривлекательный вид, при этом металлизированные краски обязательно требуют нанесения лакового покрытия.

Технология и методики нанесения лака

Качественная покраска лаком автомобиля, кузовных элементов может быть выполнена только с применением современных инструментов и расходных материалов. Для нанесения лакового покрытия необходимо следующее:

  • Автокомпрессор.
  • Ручной или электрический краскопульт.
  • Фильтрованная вода.
  • Ацетоносодержащая жидкость.
  • Безворсовые салфетки.

Выполнять покраску кузовных элементов лаком необходимо в специально отведенном помещении – сухом и теплом, защищенном от пыли и сквозняков. Если распыление лака выполняется на свеженанесенный слой автоэмали, то дополнительно потребуется шлифмашинка и специальная мелкоабразивная бумага.

Обратите внимание! Для разведения лака используются специальные присадки. К примеру, наиболее распространенным является антисиликон (используется для предотвращения образования на окрашиваемых поверхностях масляных пятен и разводов). Без применения этой присадки лаковое покрытие быстрее будет отслаиваться с кузова автомобиля.

Другой не менее важной присадкой является ускоритель отвердения, который предназначен для сокращения длительности сушки окрашенной поверхности при невысоких температурах окружающего воздуха, что особенно актуально при проведении работ в холодный сезон осенью или зимой.

Покраска лаком на свежую автоэмаль является сложной и трудоемкой, но применение этой технологии позволяет добиться наиболее прочного сцепления лакокрасочных материалов, повышения их прочности и эксплуатационных характеристик. Техника нанесения лака выполняется в два этапа.

Первый слой автомобильного лака наносится на кузов с удаленного расстояния мелким туманом, при этом все движения должны быть максимально аккуратными, плавными и осторожными без остановок. После тщательной сушки первого слоя лакового покрытия наносится второй, который должен иметь большую толщину «на грани появления подтеков». После выполняется финишная шлифовка и полировка покрытия.

После окраски автомобиля требуется качественное высыхание и отвердение на протяжении длительного времени, для этого исключается контактная мойка кузовных элементов транспорта и интенсивная эксплуатация авто для предупреждения появления механических дефектов.

Технология покраски транспортного средства лаком на отвердевший слой автоэмали требует качественной предварительной подготовки авто. Лакокрасочная поверхность матируется мелкоабразивной наждачкой, что позволяет повысить адгезию эмали с лаковым покрытием и продлить его срок службы.

Процедура лакирования поверхности кузова в этом случае не отличается от нанесения лака на свежий слой краски. На первом этапе лак с удаленного расстояния распыляется на кузовные элементы авто равномерными осторожными движениями. Однако следует учитывать, что покраска отвердевшей поверхности может привести к появлению мелких дефектов (шагрени).

Второй и третий слой лака наносятся после тщательного высыхания предыдущих. Процесс сушки можно ускорить в результате поэтапного повышения температуры окружающего воздуха в боксе. Для качественной просушки ЛКМ можно использовать приборы с инфракрасным нагревом, сушка выполняется при температуре 60 градусов (в некоторых случаях – при 20 градусах).

Полировка лакового покрытия является заключительным этапом его нанесения. Она позволяет удалить дефекты (неравномерность лака и подтеки), которые неизбежно появляются в процессе лакирования кузова. Полировальные работы выполняются с применением специальных абразивных паст.

Обратите внимание! Нанесение лака выполняется только на тщательно очищенную, обезжиренную и обеспыленную поверхность кузова.

Критерии выбора автомобильных лаков

Покраска кузова автомобиля лаком выполняется на только что нанесенный слой автоэмали, а также на полностью высушенный слой краски. Поэтому при подборе расходных материалов необходимо ориентироваться на выбранную технологию окрашивания транспортного средства. Наиболее распространены два типа лаков: мягкие и твердые.

Мягкие составы отличаются более высокой текучестью, поэтому их нанесение требует большого опыта и квалификации. Непрофессиональная покраска мягким лаком может привести к появлению дефектов лакокрасочного покрытия – подтеков, неравномерного окрашивания, шагрени и т.д.

Мягкий лак отличается долгим сроком сушки и затвердевания, а защитные и эстетические функции у него менее выражены по сравнению с твердым составом. Однако он лучше поддается восстановлению – полировке и шлифовке. Покраска этим типом лака выполняется в три-четыре слоя.

Твердые составы отличаются большей густотой и плохой текучестью. Использование твердого лака требует его предварительной подготовки – добавления отвердителя, который существенно ускоряет процесс отвердения покрытия и повышает его защитные и прочностные свойства. Нанесение на кузова автомобиля твердого покрытия осуществляется в один-два слоя.

В зависимости от финишного эффекта выделяют лаки глянцевые и матовые. Последний вариант получает все большую популярность среди современных автовладельцев. Матовое лаковое покрытие авто отличается креативным  и запоминающимся внешним обликом, обычно оно используется для темных автоэмалей.

Грамотный выбор лака позволяет получить красивое, яркое, глубокое и выразительное покрытие кузова автомобиля, продлить его срок службы и повысить эксплуатационные характеристики. К тому же многочисленные царапины и потертости ЛКМ намного легче удалить с лакового покрытия, чем с автоэмали.