Экологическая политика государства по отношению к вопросам охраны окружающей среды меняется с каждым годом с учетом того, что вопрос этот очень важен для нас и для будущего поколения. Несмотря на недостаточное финансирование бюджетных организаций и социальной сферы, средства для охраны окружающей среды увеличиваются с каждым годом. Для большинства обывателей главным виновником загрязнения атмосферы является автомобили и неизбежное возрастание их количества. Но мы недооцениваем других негативных для окружающей среды явлений, которые не связанные напрямую с ежедневной эксплуатацией машин. Идет речь о факторах, которые присутствуют во время проведения ремонтных покрасочных работ автомобилей. Эта проблема далеко не второстепенная, так как число ДТП, ровно, как и автомобилей, неумолимо возрастает. Состояние наших дорог, а также увеличение количества автомобилей, со временем будет усугублять проблему загрязнения окружающей среды при ремонтных работах автомобилей.
Главным виновником загрязнения окружающей среды при покрасочных работах в автосервисах являются органические растворители. Они являются главной составной частью краски и служат для придания ей необходимой вязкости при нанесении на поверхность изделия. После нанесения растворители улетучиваются в атмосферу, загрязняя тем самым окружающую среду.
В станах Европейского сообщества уже несколько лет тому назад появились законы, ограничивающие количество летучих веществ в органических растворителях. Страны, собирающиеся в будущем вступить в ЕС, также должны будут в кратчайшие сроки привести свои нормы и законы в соответствие с европейскими нормами. Соответственно вся лакокрасочная отрасль автосервисов и других фирм, оказывающих услуги по покраске с использованием органорастворимых красок, вынуждена будет искать другие альтернативные технологии покраски. Такой альтернативой могут оказаться водорастворимые краски или краски типа HS (High Solid). Идея замены органических растворителей водой появилась в начале 70-х годов у производителей красок. Однако внедрить технологию покраски с использованием водорастворимых красок для автосервисов и небольших мастерских оказалось труднее, нежели для больших предприятий, использующих стационарные покрасочные линии. Это связано с тем, вода испаряется дольше, чем органические растворители. И если на стационарных линиях можно использовать высокие температуры и сократить время испарением воды, то для небольших мастерских увеличение времени высыхания краски составило бы большие неудобства. Так перед производителями красок появилась новая задача – разработать водорастворимые краски, которые по времени просушки аналогичны органорастворимым краскам. В начало 90-х произошёл перелом в производстве водорастворимх красок.
Страны западной Европы уже на протяжении нескольких лет с успехом используют новые экологически безопасные технологии. При вступлении в ЕС, каждая страна в обязательном порядке должна была привести свое законодательство в соответствие к возросшим требованиям по вопросам экологии, особенно относительно уменьшения испарения летучих веществ. В каждой стран ЕС для автосервисов и ремонтных мастерских установлены допустимые нормы загрязнения окружающей среды, ведется строгий контроль над использованными материалами, а также запрещается использование продуктов с высоким содержанием органических растворителей.
Учитывая климатические изменения на нашей планете, ожидается тенденция к ужесточению требований к охране окружающей среды. Например, в Голландии все автосервисы и ремонтные мастерские должны уже проходить обязательную сертификацию, связанную с ограничением испарения летучих веществ на производстве. Все работы, проводимые по контракту со страховыми фирмами, могут осуществляться только в мастерских прошедших сертификацию на предмет ограничения испарения летучих веществ. В Великобритании также уже давно существует закон, ограничивающий применение красок с органическими растворителями, и только те предприятия освобождены от принудительного контроля, на которых лакокрасочные работы проводятся с применением водорастворимых красок.
Эти ограничительные меры рано или поздно будут введены и в других странах, на сегодняшний день не являющимися членами ЕС. Поэтому уже сегодня малым и средним фирмам необходимо задуматься о том, какими материалами им придется работать в будущем. Неплохим примером для них могут послужить западные предприятия, освобожденные от контроля экологических служб потому, что на своем производстве они используют водорастворимые лаки.
Весь мир согласен с тем, что испарение летучих компонентов в органических растворителях ( V.O.C. Volitile Organic Compound ) необходимо ограничивать. Одними из первых были США, установившие в некоторых наиболее промышленно развитых штатах предельно допустимые нормы испарения летучих органических веществ.
Наш мир неустанно изменяется. Перемены происходят во всех отраслях промышленности, в том числе и в области автомобильной покраски. Так чем же в таких случаях мы должны заменить такие вредные для нас растворители? Ответ один и он очевиден – водой.
Основные преимущества красок на водяной основе:
- очень низкое содержание летучих веществ — (V.O.C, Volitile Organic Compound);
- соответствие всевозможным нормам, правилам, требованиям по охране окружающей среды;
- повышение экономичности (возможность нанесения 1,5 шара без промежуточного высыхания);
- совместимость со всеми существующими краскопультами.
Основной их недостаток – медленное высыхание, легко устраним, если после нанесения краски поверхность изделия просушивать горячим воздухом, или применять обогрев инфракрасными лучами, или же применять подогрев в кабине напыления. Практически все существующее на сегодняшний день оборудование, после незначительных доработок, сможет перейти на новый вид краски.
Напыление водорастворимой краской может осуществляться в кабине, если она соответствует следующим минимальным требованиям:
- подача воздуха более чем 18 000 м3/час;
- скорость подачи воздуха 0,2 м/сек.
Специальное антикоррозионное исполнение кабины необязательно, ведь количество воды во время нанесения краски не более чем конденсат, собирающийся в кабине и вентиляционных каналах, во время высокой влажности в атмосфере. А лакокрасочные пульты и пистолеты, применяемые для нанесения конвенциональных красок, таких фирм как DeVilbiss, SATA уже сегодня могут наносить водорастворимые краски, ведь их распылители изготовлены из нержавеющей стали.